Живопись возрождения

0
11

Важная особенность возрождения – переход к светской культуре. Главный принцип иск-ва – реалистичное изображение жизненных явлений, чел-ка и окружающей его среды. Осн тема иск-ва – человек. Главный принцип культуры В – гуманизм, утверждающий новую систему ценностей, основанную на идеях высшего культурного и нравственного развития человеческих способностей. Для светских и религиозных сюжетов мастера исп-ют один и тот же художественный язык. Проторенессанс Джотто фреска «Поцелуй ииуды»(роспись капеллы Санта мария дель Арена в пуатье)(сцена предательста христа изображает строгие безупречные черты, и уродливое лицо иуды, достигает эмоциональной выразительности) Наполненное драматизмом иск-во воспроизводит глубину реального трехмерного пространства, а в объемных массах ощущается весомость, говорящая о тесной связи его живописи со скульптурой. Движения персонажей пластичны и медлительны, жесты полны искренних переживаний. Бесплотные фигуры, утонченные аристократические идеалы, легкое изящество образов, светлые цвета. Ранее Возрождение 15в Флоренция. Сложение реалистического мировоззрения в иск-ве. Связь науки и иск. Мазаччо «Изгнание из рая»(экспрессия и выражение чувст), придает естественность в соотношении предметов, реальность изображаемому пространству, пластическую выразит-ть персонажам. Впервые вводит воздушную перспективу. С. Боттичелли «Веснса» «рождение венеры»главная идея гуманизма, гармония м. д. человеком и вселенной. Индивидуализация творческих приемов, возврат к доренессансному художественному языку и поиски новых возможностей худ-ой выразит-ти, эмоционального худ-го языка. Эмоциональная выразит-ть линии. Четкие силуэты, очерченные плавными, гибкими линиями, нежные текучие формы передают напряженную душевную экспрессию. Атмосфера мечтательности, задумчивости. Конец 15в ознаменовался в иск-ве Ит, особенно Флоренции, возвращение м готическим эстетическим идеалам. В это время для иск-ва характерны стилизация, некий схематизм, утонченность, романтический уход от жизни. Высокое В 15-нач16вв Важность рационализма. Преобладание изображения над выражением: изучение объективных законов в передаче натуры, подведение научного фундамента под художественное творчество. Да Винчи «Мадонна с цветком», «мадонна с младенцем»проработаны до мельчайших подробностей, нежность и поэтичность. мона лиза(идеал женщинысветовое и цветовое пространственное изменение. Гармония между воображаемым мистич миром символов и научным подходом к натуре. Использование перспективы создает эффект расширения реального пространства. В пейзаже ощущается воздушная перспектива, обусловленная мягким приглушенным светом. Особый прием моделирования фигур лишает их четких контуров, придает им мягкость. В портретах слияние индивидуального и типичного. Рафаэль серию мадонн(обручение мари) Обобщение достижений предшественников, сочетание реализма и идеализации, синтез гуманистических идей Ренессанса и Античности с идеями христианства. Новый идеал прекрасного, гармоничного человека. Лиричные светлые образы мадонн величественны и монументальны. Мастер композиции и монументалист Микеланжело(«страшный суд» Воплощение гуманистических идеалов эпохи. Идеал – отважный, решительный, готовый к подвигу, дерзкий в своих замыслах чел. Конфликт воли и чувства. В сложных ракурсах раскрывается разнообразные характеристики персонажей: трагическое раздумье, поэтическая одухотворенность… духом и телом, одеты в прекрасные одежды. В живописи вводит полупортрет-полуаллегорию. Позднее В – 2п16в Маньеризм выражается в вышедшей на первый план оригинальности, манерной изощренности форм, преувеличение экспрессии, запутанности аллегорий, иррациональности, вольном обращении с правилами перспективы. Веронезе(брак в канне)Изображение нарядной, бурной жизни Венеции, пиров и торжественных праздников. Придумывает поразительные архитектурные формы в живописи. В образах персонажей при несколько театральной приподнятости и любви к декоративным эффектам отсутствует грандиозность и внутренняя мощь, свойственная героям Выс Возр. Северное возрождение (Герм, Нид., Фр.) 15-16вв Возрождение в Нидерландах имеет национальные, фольклорные черты. Влияние средневековых готических традиций. Соединение в религиозных сюжетах нач 15в библейских и реальных персонажей в одном произведении. Контрастное восприятие действит-ти, противопоставление сцен наслаждения жизнью мотивам, раскрывающим уродство смерти. Ян Ван Эйк(мадонна канслера Роллена)тщательное прорисовываниекоторое расширяет пространство, светоносность) Гуманистический смысл человеч отношений. Исп-е символики. Чувство умиротворенности. В иск Германии главное – этический идеал. Особое внимаение уделяется внутренней, духовной жизни, душевным переживаниям, психологич конфликтам. Дюрер Образы, охваченные сомнениями и размышлениями, несут в себе огромную внутреннюю силу и энергию. Работал в разных худ-ых жанрах и техниках. В гравюре многосложность и запутанность композиции, бурная орнаментальность линий, динамизм ритмов. Влияние на дальнейшее развитие иск-ва немецкого Возрождения. Важные черты нового стиля: реалистическое видение окруж мира и эмоциональная окраска представленных событий. Выявление правил линейной и воздушной перспективы, закономерностей анатомического строения тела чел-ка. Иск-во становится деятельным, свободным средством познания действит-ти. В религиозные сюжеты проникает светское начало. Утверждение ценности человеческой личности воплощается в синтезе античной физич красоты и христианской духовности. Эволюция стиля идет от конкретной формы к свободной, напряженной декоративности, которая в своей динамике уничтожает форму и приводит к появлению нового стиля – барокко.