РУССКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ 1920 ГОДОВСделай сам!

Сохранение специфики искусства промыслов

By 12.12.2012 No Comments

В наши дни художественное руководство промыслами со стороны ученых специалистов приобрело еще более широкий и целенаправленный характер.

Интерес к кустарно-художественной промышленности проявляли торговые, по преимуществу экспортные, организации. В этом сказалось требование массы потребителей, и стало быть фактор выступал (и в наши дни выступает) как один из регулирующих развитие художественных промыслов.

Действие двух указанных факторов привело к сохранению специфики искусства промыслов: как художественные руководители, так и работники торговли ориентировали промыслы на продолжение традиций. Они далеко не одинаково определяли необходимую меру соблюдения традиционных черт в искусстве промыслов и меру допустимого новаторства. Но тех и других привлекало в первую очередь художественное своеобразие кустарных работ, их принципиальное отличие от декоративно-прикладных и станковых произведений ученых художников. В этом видится выражение потребностей города, нуждающегося в сохранении тех элементов культуры, которые возникли на основе ручного труда и имели явно выраженный национальный характер.

В России, тогда еще аграрной стране, удовлетворить эту потребность могла прежде всего деревня. При этом очень важно учитывать, что искусство промыслов создавалось руками людей, для которых традиции были еще живы и деревенский быт которых почти не противоречил традиционному мышлению. Не будь этого обстоятельства, традиции не Удалось бы сохранить. Иными словами, воздействие указанных факторов не могло бы проявиться, если бы в очагах художественных промыслов не существовало мастеров, владевших традиционным искусством и способных проявить творческую активность.