Несколько комнат — зала, столовая, спальня, кабинет…

0
13

Несколько комнат — зала, столовая, спальня, кабинет отца и другие — содержат в настоящее время ряд характернейших предметов мебели первой половины минувшего столетия: гостиный гарнитур, рояль, на котором будущий композитор впервые постигал тайны искусства музыки, трюмо, самого простого рисунка ширмы, совершенно такие же, какие изображены Венециановым па картине «Утро помещицы», оркестрина, буфет, каминный экран и другие. На стенах — портреты. Люстры, степные бра типичны для первой половины века. Благородная простота интерьеров превосходно сочетается со скромным и милым в своей немудрености внешним видом дома семьи Чайковских. Вероятно, были введены в свое время в эту чарующую благородную простоту отдельные предметы «в модном духе» 1840-х годов, но они, очевидно, не нарушали общего традиционного антуража интерьеров.

Невозможно не только бегло охарактеризовать, н даже перечислить сходные случаи. Ограничимся еще двумя-тремя примерами. Интереснейший материал по русскому интерьеру интеллигенции третьей четверти XIX века дает усадьба великого драматурга А. Н. Островского Щелыково в районе Кинешмы, в заволжском лесном крае. Поместье было приобретено его отцом в 1847 году. Двухэтажный деревянный дом с четырехколонным портиком, двумя крыльцами на главном фасаде и широкой террасой был построен еще в XVIII веке и сохранил не только свою внутреннюю планировку, по и полностью обстановку времени Островского. В этом отношении весь оп и его интерьеры являются поистине уникальными. В работе М. М. Шателен и Е. А. Петровой о Щелыкове читаем: «Несколько ступеней парадного, небольшая передняя, входите в жилое помещение дома: дом разделен на две части капитальной стеной, на север выходят окнами небольшие комнаты, над ними антресоли, поэтому здесь низкие потолки. В северной части дома (налево от входа) небольшой коридор, по нему — двери в северные комнаты, в просторную «девичью», в которую прежде входили только с черного крыльца, и с обеих сторон коридора крутые лестницы на антресоли. В небольших шести комнатах на антресолях жили дети и их воспитатели, иногда там помещали и гостей. Таким ароматом русского домашнего уюта веет здесь от маленьких лежаночек из расписных изразцов. Прямо против парадного входа двустворчатая дверь ведет в столовую, выходящую большими окнами на юг и на запад. Высокие потолки и большие окна южной (одноэтажной) части дома придают комнатам парадный вид, и расположение их анфиладой из столовой в гостиную, из гостиной в кабинет при раскрытых дверях очень эффектно, празднично.