Кроме того, внимание зодчих привлекает художественная культура…

0
10

Кроме того, внимание зодчих привлекает художественная культура эллинизма и тс области архитектурного наследия, которые сложились под ее воздействием, прежде всего архитектура Помпеи. Влияние последней в 1830-1840-х годах объяснялось еще тем, что в это время проводились интенсивные раскопки, выявившие неизвестные ранее памятники, знакомившие с новыми гранями эллинистической культуры.

Распространению влияния греко-эллинистической и помпейской архитектуры способствовало как появление новых, овражного типа, изданий, так и то, что в Италию посылались молодые русские художники — пенсионеры Академии художеств и Общества поощрения художников, которые восприняли существовавшее в Западной Европе увлечение этой архитектурой.

В то время не проводили четкой грани между греко-эллинистической и помпейской архитектурой. В архитектуре рассматриваемого времени «новый греческий» и «помпейский» стили, представлявшие как бы две разновидности одного и того же стилистического направления, тесно сплетаются между собой. Стиль «неогрек» преимущественно использовался во внешнем облике зданий, «помпейский» же — чаще всего во внутреннем убранстве. Некоторые из интерьеров явно подражают отделкам помпейских домов, в других же использовались древнегреческие формы, как таковые — ордера, типичные для них детали.

Очень характерен дом Ю. Самойловой в Графской Славянке близ Павловска, под Петербургом. Здание построено в начале 1830-х годов, вскоре после возвращения его автора А. Брюллова из-за границы. Последний явился активным приверженцем «нового греческого стиля». Дом Самойловой характерен отказом от распространенной ранее анфиладной системы группировки парадных помещений. Наличие компактного плана дало возможность более тесно и разнообразно связать между собой комнаты, сделать их уютными и удобными для жилья. В комнатах устроены ниши со встроенными диванами, созданы трельяжи.

Фасады дома несут на себе печать влияния архитектуры Греции. Боковые трехгранные эркеры со скульптурными рельефами на садовом фасаде вдохновлены эллинистической Башней Ветров в Афинах, башенки над ними перекликаются с памятником Лисикрата. Обращает на себя внимание сама пластическая трактовка фасадов, которая станет типичной для Брюллова, — их плоскостность, чистота и неперегруженность, тонкие профили, скромные наличники, сандрики, фронтончики. Те же черты можно было обнаружить и в интерьерах, в отделке степ и потолков — в их членениях и пластике. В «помпейском» стиле Брюллов оформил ряд помещений в возрождаемом после пожара 1837 года Зимнем дворце. Здесь им были созданы Помпейская столовая, Помпейская галерея и другие. Стены и плафон Помпейской столовой, судя по акварели Э. Гау, были покрыты росписями, по композиции и деталям подражавшими помпейским фрескам. Тонко проработанные, росписи эти вместе с тем кажутся сухими, мелкими и археологически подражательными.