Из зданий, в архитектуре которых последовательно проявляется…

0
26

Из зданий, в архитектуре которых последовательно проявляется стиль «неогрек», следует отметить дом Пашкова на Литейном проспекте в Петербурге с подъездом в виде портика с кариатидами (архитектор Г. А. Боссе, 1848). Первоначальную отделку сохранили вестибюль и парадная лестница. Последняя отличается исключительной монументальностью решения. Здесь применены большие монолитные колонны красного гранита, поддерживающие площадки и лестничные марши. Активно использован металл. Убедительны по рисунку бронзовые перила. Решение парадных лестниц с использованием гранитных колонн «встречается относительно часто (колонны сердобольского гранита на парадной лестнице Нового Эрмитажа, колонны красного гранита в зданиях архитектора И. Ефимова на Исаакиевской площади и др.).

Гостиная в доме гр. Самойловой в имении Графская Славянка. Картина неизвестного художника середины XIX в.

Зимний дворец. А. Брюллов. Помпейская столовая. Акварель неизвестного художника. Конец 1830-х гг.

Гостиная в доме гр. Самойловой в имении Графская Славянка. Картина неизвестного художника середины XIX в.

Лестница в особняке Вонлярлярского в Петербурге. Акварель И. Шарлеманя. 1852

На общем фоне относительно простых композиций интерьеров в формах «неогрек» и «помпейского» стиля выступают решения и более сложные, необычные. К ним относился интерьер ванной комнаты в особняке Разумовской на Большой Морской улице в Петербурге. Ванная, объединенная с туалетной комнатой, представляла собой полукруглое помещение, перекрытое куполом со световым фонарем и росписью с изображением нимф, гирлянд и букетов. Купол поддерживался дугообразной в плане стеной, в которой сделаны проемы. Простенки обрамлены кариатидами. Активную роль в убранстве помещения играют ткани, драпировки. 1830 и 1840-е годы — время, когда стал проявляться интерес к архитектуре итальянского Возрождения. Во многих ранних образцах к формам итальянского Ренессанса примешивались мотивы стиля «неогрек», вернее, возникали компромиссные варианты в результате сопоставления этих двух стилей. Типичны в этом отношении работы М. Быковского. Около 1840 года он строит в Москве первый в России торговый Пассаж — галерею Голицына на Петровке. В архитектуре галереи древнегреческие формы — коринфские колоннады, антефиксы и другие — уже сочетаются с «ренессансными» мотивами (арочные проемы в первом этаже и др.). В 1850-х годах Быковский создает особняк Вонлярлярского в Петербурге. И на фасадах, и в интерьерах явно преобладают уже формы итальянского ренессанса (наличники окон типа Канчелерна, декорировка арочных проемов на лестнице и т. д.), но наряду с ними имеют место греческие и эллинистические мотивы (портик кариатид на фасадах, некоторые черты в трактовке ордера — рисунок пилястр и лопаток, профиля и т. д.). Смесь мотивов древнегреческого и ренессансного происхождения имела место также в доме Самойловой в Графской Славянке, о котором выше уже шла речь.