Активная роль в разработке композиционных принципов…

0
10

Активная роль в разработке композиционных принципов интерьера рассматриваемого времени принадлежала архитектору В. П. Стасову. Им было выполнено в различное время много отделок совершенно новых, приходилось возрождать и реконструировать старые, созданные его предшественниками. Стасов принадлежит к числу ведущих зодчих второго этапа высокого классицизма. Одновременно с Росси Стасов осуществлял большие архитектурные работы в Петербурге, им были построены многие крупные здания в столице, ее пригородах, в Москве. Опытнейший зодчий, он во многом определил державный, торжественно-триумфальный стиль, который характеризовал архитектуру той поры. Внимательно изучавший работы своих непосредственных предшественников — Старова, Кваренги, Воронихина, Захарова, Томона,- Стасов не уступал им уровнем профессиональной культуры, чистотой вкуса, безошибочным чувством пропорций. Созданные им интерьеры отличаются активным применением ордеров и лаконизмом. В Царском Селе Стасов в 1811 году перестроил для вновь организованного Лицея старый дворцовый корпус и создал интерьеры, которые связаны с юношескими годами А. С. Пушкина.

Здание Лицея в г. Пушкине. В. Стасов. Актовый зал

Здание Лицея в г. Пушкине. Классная комната

Екатерининский дворец в г. Пушкине. В. Стасов. Парадный кабинет Александра I. Фрагмент

Здание лишилось позже этих отделок, но в настоящее время они восстановлены на основе длительных и углубленных научных изысканий, с максимально возможным приближением к первоначальному их облику. Внутренние помещения Лицея представляют собой редкий, уникальный образец интерьеров закрытого мужского учебного заведения специального назначения начала XIX века. Здесь сосредоточены помещения официального характера, такие как Актовый зал, приемная, парадная лестница, и собственно учебные — классы, библиотека, а также дортуары — спальни воспитанников. Интерьеры Лицея в их восстановленном виде воссоздают и учебно-бытовую часть обстановки, в отличие от тех же интерьеров Смольного или Екатерининского институтов в Петербурге, здания которых были построены Кваренги примерно в то же время, но в которых сохранилась лишь архитектурная основа, без каких-либо следов организации учебного быта.